Фотоателье Мрозовской

Фотоателье Мрозовской у Полицейского моста

В своих стихотворных строках поэт Игорь Северянин так описывает фотоателье Мрозовской.

А вот и сфера «нежной страсти»,
Цыганских песенок запас.
Улыбка Вяльцевой (жанр Насти!)
И Паниной непанин бас…
Звезда счастливая Плевицкой
И маг оркестра Кусевицкий,
И (валерьянки дай, Феррейн!)
Вы, авантюры Ольги Штейн.
Процесс comtesse О’ Рурк-Тарновской,
Для стиля — comte’a Роникер
И (до свиданья, хроникер
Судебный!) ателье Мрозовской,
Где знать на матовом стекле
И Северянин в том числе!

И.Северянин

Интересно, где это, в каком таком месте собралась «знать на матовом стекле»? А собралась она по известному в те времена адресу: Невский проспект, дом 20, у Полицейского моста. Именно там в те времена располагалось фотографическое ателье. И принадлежало оно Елене Лукиничне Мрозовской, первой из русских женщин, профессионально занимавшейся фотографией.  

Ателье Мрозовской
Ателье Мрозовской

В молодости Елена Мрозовская, урожденная Княжевич сменила несколько профессий. Она работала продавщицей, была учительницей. Параллельно своим работам, девушка увлеклась фотографией. И увлеклась настолько серьезно, что ее перестал устраивать статус любительницы и она поступает на фотографические курсы. Мало того, успешно их окончив, Елена Мрозовская, отправляется в Париж. И во Франции продолжает свое обучение делу художественной фотографии у Ф. Надара.

Надар — великий учитель Мрозовской

Надар. Автопортрет. 1855 г.
Надар. Автопортрет. 1855 г.

К этому времени Надар – это очень известный и успешный фотограф – портретист, снимавший в своей студии, находившейся на бульваре Капуцинов многих представителей парижской знати и богемы. Самое интересное, что до того, как заняться фотографией, будущий мэтр был журналистом- карикатуристом и всячески высмеивал моду на открывающиеся в Париже фотоателье. Он писал: «Всяк, кого на то хватало, как бы он ни звался и кем бы ни хотел считаться, открывал свою фотографию».

Надар. Мим Дебюро изображает Пьеро, вздумавшего стать фотографом. 1854-55 гг.
Надар. Мим Дебюро изображает Пьеро, вздумавшего стать фотографом. 1854-55 гг.

К тому времени, как Елена Мрозовская приехала в Париж и поступила в обучение к Надару, он уже отошел от портретного жанра, в котором преуспел. Будучи очень увлекающейся натурой, Надар занялся аэрофотосъемкой. Он занимался также репортажной фотографией. В 1886 году именно Надар придумал и воплотил новый жанр – фотоинтервью.

Надар. Портрет Сары Бернар. 1859
Надар. Портрет Сары Бернар. 1859

Но, как будет ясно позже, Елену Мрозовскую вдохновили на будущее творчество работы мастера в портретном жанре.

Петербург. Ателье Мрозовской

Учитель Елене Лукиничне достался разносторонне талантливый. И не мудрено, что после такой плодотворной учебы, она возвращается в Петербург и открывает свое собственное фотоателье.

В этом фотоателье Мрозовской у Полицейского моста побывало множество известнейших людей города. Заходила знать и ученые мужи. Особенно полюбилось ателье артистам, музыкантам, литераторам и художникам.

Портрет графини М. Е. Орловой-Давыдовой, 1903
Портрет графини М. Е. Орловой-Давыдовой, 1903
Фотоателье Мрозовской. Дмитрий Менделеев
Дмитрий Менделеев
Великий князь Константин Константинович
Великий князь Константин Константинович (К. Р.) в одежде стрелецкого головы. Фотограф Е. Л. Мрозовская. 1903
Портреты актрисы Веры Комиссаржевской
Портреты актрисы Веры Комиссаржевской
Комиссаржевская в роли Норы
Комиссаржевская в роли Норы
Матильда Кшесинская в «Русском танце»
Матильда Кшесинская в «Русском танце»
Фотоателье Мрозовской. А. К. Глазунов, 1895
А. К. Глазунов, 1895. Фотоателье Мрозовской

Елена Мрозовская становится официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории

Санкт-Петербургская консерватория
Санкт-Петербургская консерватория

Очень хорошо удавались Елене Лукиничне портреты детей:

Фотоателье Мрозовской. Детские портреты
Детские портреты. Фотоателье Мрозовской.
Фотоателье Мрозовской. Портрет девочки. 1909
Фотоателье Мрозовской. Портрет девочки. 1909

Прокудин-Горский о Мрозовской

Интересные свидетельства современника Елены Мрозовской оставил С.М. Прокудин — Горский в двух номерах журнала «Фотограф-любитель» за 1909 год.

Итак, во втором номере он рассказывает, как прошло празднование 15-летнего юбилея творчества Елены Мрозовской на ниве художественной фотографии. Празднование проходило в фотоателье Мрозовской у Полицейского моста.

Прокудин-Горский о праздновании юбилея в фотоателье Мрозовской

Приведу его текст полностью , не хочется искажать смысл пересказом:

«28-го декабря прошлого года профессиональный фотограф Е. Л.Мрозовская праздновала в Петербурге у себя в ателье пятнадцатилетний юбилей своей деятельности.
Празднование прошло непринужденно весело в кругу артистов, художников и литераторов, в большинстве постоянных клиентов юбилярши. Мне довелось быть на этом празднике, (…) как представителю V-го Отдела Императорского Русского Технического Общества, который уполномочил меня принести поздравления Е.Л. Мрозовской, как своему сочлену. Я был свидетелем простого, сердечного отношения к ней всех прибывших на праздник лиц и присутствовал на одном из редких юбилеев, где нет места скуке. (…). Пользуюсь случаем, чтобы отметить, чего может женщина достигнуть собственными силами в фотографическом искусстве при любви к делу, таланте и упорном труде.

Е.Мрозовская — в истинном смысле женщина-пионерка в среде выдающихся фотографов России и начала свою деятельность, как и многие, предаваясь занятию фотографией, как любитель. Узнав об открывшихся при И.Р. Техническом Обществе курсах по фотографии, она поступает на них, оканчивает в 1892 г. и, окончательно решив посвятить себя фотографическому искусству, едет в Париж к знаменитому Надару, у которого и довершает свое образование, как фотограф-художник.»

Прокудин-Горский о творчестве Мрозовской

«Само собою понятно, что такая школа, как работа под руководством Надара, судьбой многим не представляется, но утвердительно могу сказать, что ни Надар, ни всякая другая школа без собственной инициативы и таланта ничего поделать не могут. Мне достоверно известно, что Мрозовская в начале своего ученья не имела возможности швырять деньги и, следовательно, существование за границею не представляло из себя «partie de plaisir» (увеселительная прогулка — прим.), а скрашивалось исключительно возможностью получить художественную подготовку. При осмотре работ Е.Мрозовской, в изобилии украшающих ее ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съемке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела.

В основание ее работы положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мертвого застывшего лица. Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е.Л. Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства».

С рассуждениями Прокудина-Горского о незаинтересованности женщин профессией фотографа вы можете ознакомиться здесь.

Признание

Широкое признание к Елене Мрозовской пришло в 1897 году, когда она стала лауреатом Стокгольмской выставки. Далее в 1898 году — пятой фотовыставки ИРТО, спустя два года — Всемирной выставки в Париже, в 1905 году — Международной выставки в Льеже и в 1911 — первой выставки журнала «Фотографические новости» в Петербурге

Фотоателье Мрозовской. В.Ф. Комиссаржевская . "Нора"
В.Ф. Комиссаржевская . «Нора»

Прокудин-Горский

Прокудин-Горский 

С другими материалами, рассказывающими об известных фотографах, вы можете познакомиться в рубрике «Из истории фотографии».

Leave a Reply