Фотография в стиле нуар

Фотография в стиле нуар — ищем истоки в Голливуде

Фотография в стиле  нуар — это фотография, которая повторяет визуальную стилистику фильмов, которые  первыми выделили французские кинокритики.  Нино Франк в 1946 году применил  выражение «film noir» по отношению к новому явлению в американском кино. Французское слово «Noir» означает «черный» или «темный». Одним из вариантов перевода гугл предлагает «беспросветный»

нуар
Фриц Ланг. Улица греха. 1945

Фильм в стиле «noir» — это целый ряд драм, появившихся в период с начала 1940-х годов до конца 1950-х годов. Интересно, что название кинематографического термина пришло из французского языка, но «нуар» как жанр родился в Голливуде.

Сами «черные» фильмы, как правило, были насквозь пропитаны цинизмом и отчаянием. Визитной карточкой героев таких фильмов стало разочарование в жизни, жестокость, отклонение от норм, безразличие. Действие в «нуар» историях проходило в темных ночных городах, населенных брутальными героями, женщинами – вамп, детективами, сыщиками и маньяками.

Брутальные герои чаще всего были обречены на смерть. Женщины оказывались лживыми и жестокими. Детективы могли запросто превратиться в маньяков. Беспросветное отчаяние и зло царило на темных улицах киношных городов. Развязки, как правило, были трагическими. И перевод с французского термина «noir» — «беспросветный» подходит к этим черно-белым фильмам отчаяния как нельзя кстати.

Кадры из фильмов в стиле нуар

Но, при всей своей беспросветности, эти фильмы и сегодня пользуются популярностью. Брутальный герой, пистолет и обязательно красотка. Все это вместе в черно-белом пленочном воплощении. Эта простая формула – формула успеха многих представителей «film noir».

«film noir»
Альфред Хичкок. Тень сомнения. 1943
«film noir»
Орсон Уэллс. Леди из Шанхая. 1947
«film noir»
Уолтер Нефф. Двойная страховка. 1944
нуар
Кэрол Рид. Третий человек. 1949
нуар
Альфред Хичкок. В случае убийства набирайте „М“. 1954
нуар
Стенли Кубрик. Убийство. 1956

Золотой век Голливуда

30 -40-е годы двадцатого века называют «золотым веком» Голливуда. Удивительные фильмы, черно-белые, порой наивные, похожие на сказку. В голливудском кинопроизводстве применялась стандартная схема освещения. Это былло знаменитое трехточечное освещение. Оно обеспечивало полное освещение и видимость объекта.

30ДФ

Подробнее о мастерах классического голливудского портрета можно почитать по ссылке в нашем сообществе 30ДФ

Свет и тьма «film noir»

нуар
Фриц Ланг. Дом у реки 1950

Фильм нуар, с другой стороны, бросал  своих подданных во тьму, иногда скрывая части их лиц. Освещение в фильме noir было связано с созданием драматических теней, чтобы помочь создать загадочную среду. Операторы старались добиться высокого контраста между светлыми и темными элементами. Они использовали резкое освещение , которое не было типичным для Голливуда в то время.

Горизонтальные и вертикальные резкие тени, падающие на лицо персонажей типичны для стилистики нуар. Часто применялись съемки против света. Драматические образы создавались и при помощи силуэтов.

нуар
Фриц Ланг. Дом у реки 1950
нуар
Жюль Дассен «Ночь и город» 1950
нуар
Фил Карлсон. Тайны Канзас Сити. 1952

Не только свет создавал атмосферу в фильмах нуар. Это и низкоуровневая съемка,  и съемка с высоты, «голландские углы» и «широкие углы». Все то, что может в какой-то мере исказить реальность, нагнетая напряжение, создавая атмосферу ужаса.

нуар
Кадр из фильма Жюля Дассена «Обнажённый город» (1948)

Фотография в стиле нуар — основные приемы

Итак, мы разобрали в общих чертах, что собой представляют кадры в стилистике «film noir». Попробуем применить свои знания к фотографическим изображениям.

Черно-белая фотография

Когда фотография только появилась, то всем приходилось получать только черно-белое изображение. Затем появились технологии, позволяющие снимать в цвете. Сегодня в цвете снимает, используя современные гаджеты, любой малыш.

Почему нас продолжает манить фотография черно-белая? Почему именно она завораживает нас, заставляет включать воображение.  Она предлагает особую точку зрения на следующие вещи:

  • Объем и форма, они более очевидны в черно-белом воплощении. Убрав из кадра цвет, вам зачастую легче поставить акцент на форме.
  • Геометрия кадра, иногда она может стать и основой черно-белого снимка.
  • Узор, в цвете зачастую узор не заметен, в черно-белом изображении его легче обозначать.
  • Рельеф, текстура. Аналогично узору, они могут быть более выражены в черно-белом изображении.
  • Контраст, с помощью выделения контрастом можно четче показать смысловой центр кадра.

Все перечисленное выше зависит в первую очередь от освещения. Самую главную роль в черно-белой фотографии играет свет. Умело расставленные световые акценты и создают магию, притягивают взгляд.

Фотография в стиле нуар. Освещение

Пожалуй, самым важным для стилистики «film noir» является особое освещение. Очень резкое и контрастное, оно создает напряжение в кадре. Темные силуэты героев при интенсивном освещении создают ощущение надвигающегося страха. Драматические тени на лицах героев, часто скрывающие их черты, помогают в создании загадки.

Фотография в стиле нуар. Ракурсы

Не забываем при съемке фотографий в стиле нуар, что большую роль могут сыграть ракурсы нашей камеры. Необычные ракурсы, при которых тсъемка происходит с нижней или верхней точки усиливают напряжение. Применение таких приемов, как «голландский угол» или «широкий угол», искажая реальность, фактически создают мир нуара. И фотография в стиле нуар только выигрывает при применении нестандартных ракурсов.

Голландский угол

Голландский угол — термин, обозначающий специфический приём. Используется в фотографии или съемках фильмов. С его помощью легче передаются душевные волнения героя.

«Голландский угол» — это такой знакомый нам «заваленный горизонт»! Но заваленный не просто так, а для придания выразительности изображению. Этот прием еще называют «Немецкий угол», из Германии он и пришел. Просто со временем Dutch (голландский) вытеснило созвучный оригинал Deutsch (немецкий).
Но основоположниками этой техники считаются представители немецкого экспрессионизма  в 1920-е годы. Фильм — родоначальник этого приема — «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине.

голландский угол
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920)

В 20-е годы прием «голландский угол» применяется и в авангардном советском  кино. Интересно, что немецкие мастера этим приемом стараются усилить атмосферу полуфантастической искаженной реальности,  а русские мастера этим приемом усиливают динамику изображения. 

голландский угол
Дзига Ветров. Кадр из документального фильма «Человек с кино-аппаратом» (1929)
голландский угол
Сергей Эйзенштейн. Кадр изхудожественного фильма «Броненосец Потемкин» (1925)

Естественно и то, что фотографы не остались в стороне, они тоже успешно применяли этот прием в своих творениях.

голландский угол, ракурс
Георгий Зельма 1926. Узбекистан. Сеятель.
голландский угол
Александр Родченко. Девушка с лейкой

Примеры фото в стиле нуар

фотография в стиле "нуар"
Photo by Emiliano Grusovin on Trendhype / CC BY-NC-SA
фотография в стиле "нуар"
Нуар стиль. Photo by Emiliano Grusovin on Trend Hype / CC BY-NC-SA
фотография в стиле нуар
Photo by Emiliano Grusovin on Trend hype / CC BY-NC-SA
фотография в стиле нуар
Стиль нуар. Photo by Napafloma-Photographe on Trendhype / CC BY-NC-ND
фотография в стиле нуар
Photo by Flооd on Trendhype / CC BY-NC-ND
нуар
Нуар. Photo by Emiliano Grusovin on TrendHype / CC BY-NC-SA

Стиль «нуар» используют многие фотографы. Предлагаем вашему вниманию наш новый материал о Ринзи Руис (Rinzi Ruiz) – независиммом фотографе из Лос-Анджелеса. Ринза Руис создает черно-белые уличные фотографии с акцентом на игру света и тени. Некоторые его стрит фотографии напоминают по свету и манере съемки кадры из голливудских фильмов в стиле нуар.

 

 

3 комментария

  1. Спасибо, с интересом прочитала, так как очень люблю этот стиль.

  2. О, мне тоже этот стиль близок. Надо и про другие написать. Интересно ведь

Leave a Reply