Световая кисть для светописи

Световая кисть  и роль света в фотографии

Световая кисть — что это такое? Давайте попробуем разобраться.  Всем известно, что художники рисуют кистью на холсте или бумаге, а фотографы рисуют светом. Фотография ведь и называется  светописью. При этом свет бывает разный: рисующий, заполняющий, фоновый, контровый, моделирующий.

И каждый свет создается своим отдельным источником:

  • мягкий заполняющий свет освещает объект съемки равномерно, не дает контрастных теней:
  • рисующий свет — это направленный свет, бывает и жестким, и мягким, он должен показать форму предметов и их детали, оставив  в тени те элементы, которые не важны по замыслу фотографа для общей композиции;
  • моделирующий свет — это фактически дополнительный заполняющий свет, всегда создается мягкими источниками, им подсвечивают тени в необходимых местах, им также создают необходимые блики;
  • контровый свет применяют для создания светового контура, ореола;
  • фоновый свет — название говорит само за себя, этим светом освещают фон за объектом съемки;
  • выравнивающий, предназначен для сглаживания теней.
световые схемы
Студийный свет. ТОП-5 простых схем

Как видите, это целая наука. Существует несчетное количество световых схем, которые помогают фотографу сделать свое произведение наиболее эффектным. Иначе говоря, представить модель в наиболее выгодном свете!  Но обо всех этих возможностях мы поговорим в следующий раз.

Световая кисть — техника съемки

Итак, сегодня мы будем разбираться, что же это за световая кисть такая? Все очень просто. Световой кистью называют технику съемки в сплошной темноте, когда все источники света заменяет маленький фонарик. Им мы и рисуем, он и представляет в этом случае основной рисующий свет. А при желании он может выполнить любую роль, стать контровым или моделирующим. Все зависит от вашей фантазии.

Световая кисть
Световая кисть. Диафрагма f/7,1 выдержка 30 секунд.

Чем интересна эта техника? Мне кажется, что особая ее притягательность и состоит в том, что именно здесь фотограф вплотную подходит к ремеслу живописца. Согласитесь, одно дело, когда вы фотографируете предмет, заранее осветив его со всех необходимых сторон, нажав один раз на спусковой затвор. И совсем другое дело, когда в кромешной темноте вы «рисуете», выхватывая лучом фонарика отдельные детали. Одни из них освещаете болеет тщательно, словно художник прорабатывая детали, а другие нарочито оставляете в тени.

Световая кисть — это инструмент, который доступен каждому, кто жаждет творчества. Одни стараются добиться интересной картины, не прибегая к фотошопу, стараясь за один заход проработать изображение, прописать его четко при помощи техники»световая кисть«.  Другие же считают, что эта техника предназначена именно для сведения единой картинки в фотошопе. То есть они прорабатывают детали отдельно, создавая несколько кадров, а затем соединяют их в единое целое. Примерно, как художники рисуют свои полотна, вначале прорабатывая эскизы.

Так что эта техника годится и для начинающих фотолюбителей, и для маститых фотохудожников. Каждый может найти в этой технике то, что ближе ему. Главное, световая кисть должна лишь помогать в создании произведения.

Основные моменты съемки в технике «световая кисть»

В принципе, сама техника очень проста — это фактически рисование светом. В полной темноте узким лучом света прорисовываем все детали снимаемого объекта. Фактически фонарик и выступает у нас в роли световой кисти.

Есть главные моменты, о которых необходимо помнить, если световая кисть вас заинтересовала и вы решили испробовать ее:

  • Штатив. Обязательно устанавливаем камеру на штатив или на его имитацию как, например, в этой моей  статье, где в качестве штатива используется мешочек с гречкой. Кстати, он у меня всегда под рукой, когда я занимаюсь съемкой композиций. Поверьте, это очень удобно.
  • Фокус. Фокусируемся вручную и заранее, так как в темноте это будет сделать проблематично.
  • Диафрагма. Показатель подбираем экспериментально, зависит от выдержки. Помните, что показатель диафрагмы необходимо устанавить постоянным для всего цикла съемки, если вы снимаете несколькими кадрами, которые затем склеиваете в фотошопе.
  • Выдержка. Обычно достаточно установить в интервале от 10 до 30 секунд. В зависимости, какой интенсивности прорисовку деталей вы хотите сделать.
  • Фонарик. Фонарик для рисования светом. Здесь необходимо понять, что, чем тоньше луч фонарика, тем удобнее будет прорисовывать детали изображения.

Световая кисть своими руками

Для прорисовки натюрмортов, желательно использовать вот такой маленький фонарик.

Так. Проблема. У маленького фонарика села батарейка. Что делать? Ведь в наличии у меня только большие фонарики.

световая кисть

Не бывает безвыходных ситуаций. Берем картонку , рисуем круг по диаметру светового круга фонаря, а дальше рисуем и вырезаем вот такое «солнышко».

Затем в ход идут резиночки, можно скотч или изоленту применить. Закрепляем таким образом. Если края пропускают свет, то обмотайте их чем-либо. Я обмотала просто черным полиэтиленом, свет перестал проходить.

И последний штрих. Делаем маленькое отверстие по центру картонного круга.  Только совсем маленькое.  И пробуем создать шедевр.

световая кисть

Итак, выдержка 1/2 секунды, диафрагма f/4. Ну естественно, что с такими показателями я успела осветить лишь глаза ежика.

Световая кисить

Увеличила выдержку до 13 секунд и успела прорисовать все, что хотела.

Каким бы маленьким не сделали мы отверстие в картонке, свет будет у нас в виде размытого пятна. Попытаюсь сделать луч более сконцентрированным. Для этого делаю из картона конус и одеваю его на фонарик, используя все те же резиночки.

Световая кисть

Посмотрим, какую картинку даст нам эта «световая кисть«. Очень хочется попытаться прорисовать награды отца.

Световая кисть
Вариант 1. Диафрагма f/16  выдержка 15 секунд.
Световая кисть
Вариант 2. Диафрагма f/16  выдержка 30 секунд.

Ясно, что надо подбирать значения между этими. Буду пробовать еще. А сейчас попытаюсь проработать сложный камень морской:

Световая кисть
Вариант 1. Диафрагма f/16  выдержка 30 секунд.
Световая кисть
Вариант 2. Диафрагма f/7,1  выдержка 30 секунд.

Световая кисть — примеры фотокомпозиций

Здесь вы можете ознакомиться со статьей от Сергея Шандина в его статье в прекрасном фотожурнале ХЭ, крупнейшем в Рунете собрании статей о фотографии. (http://photo-element.ru/ps/brush/brush.html) Добавлю от себя, что необыкновенно интересных статей.

Очень рекомендую к прочтению.  А пока несколько фотографий Сергея Шандина, иллюстрирующих технику «световая кисть»:

Световая кисть
Про отраву © Сергей Шандин
Световая кисть
Про самовар © Сергей Шандин
Световая кисть
© Сергей Шандин Натюрморт в багровых тонах
Световая кисть
Натюрморт с высоким содержанием витаминов и железа © Сергей Шандин
Световая кисть
© Сергей Шандин Натюрморт
Световая кисть
CC / BYPhoto by alubavin on Foter.com
Световая кисть
Photo by Alexey Kljatov on Foter.com / CC BY-NC
Световая кисть
CC BY-NC /Photo by Alexey Kljatov (ChaoticMind75) on Foter.com
Световая кисть
Photo by Olga Sytina & Alexey Kljatov on Foter.com / CC BY-NC

Удачных всем экспериментов  в технике «световая кисть«

2 комментария

  1. Елена ,очень интересная и познавательная статья для меня. Большое спасибо. Давно уже слышала про световую кисть и где-то в подсознании она у меня застряла ..Но я думала , что это только инструмент в фотошопе …А оказывается : можно и без него обойтись. И про мешочек с гречкой тоже интересно. Я думаю , что если наполнить мешочек шелухой от той же гречки , то можно кинуть его и в рюкзак для походной съёмки ,потому что будет легче . Или паролоновыми мелкими шариками…В общем интересная идея и я её обязательно для себя применю. Вы — молодец , что написали об этом.

  2. Валентина, я очень рада, что мои статьи полезны. Они написаны именно для применения такими, как мы, просто любителями фотографии. Ведь не обязательно покупать дорогущую осветительную технику, можно всегда обойтись и меньшими средствами, тем не менее получая задуманный результат.
    Насчет мешочка с поролоновыми шариками интересно, надо бы попробовать. С гречкой то он очень надежно устаканивается, нет шевеленки при съемке.

Leave a Reply