Безликий портрет

Что такое безликий портрет в фотографии. Будем считать, что это портрет, на котором мы не видим лица героя. Оно либо закрыто от нас неким предметом, либо рассмотреть его не позволяет ракурс, либо лицо обрезано кадрированием.  Иногда  «портрет без лица»- это создание серии фотографий о человеке без его участия, но отражающее его внутренний мир, окружение, эпоху. Например, как в этой работе: «Портрет без лица»

Образ

«Образ есть чистое создание разума. Родиться он может не из сравнения, но лишь из сближения двух более или менее удаленных друг от друга реальностей. Чем более удаленными и верными будут отношения между сближаемыми реальностями, тем могущественнее окажется образ, тем больше будет в нем эмоциональной силы и поэтической реальности…»

П. Реверди «Образ», эссе, (март 1918) журнал «Нор-Сюд»

Считается, что суть любого портрета – это создание изображения максимально похожего на оригинал.  Но похожесть в искусстве, в том числе и в фотографии, является более широким понятием, чем простое копирование.

Согласитесь, что ксерокопирование и даже 3Д печать объектов скорее можно отнести к техническим возможностям воспроизведения оригиналов, попросту говоря, создания их копий. Эти копии ничего общего не имеют с «эмоциональной силой и поэтической реальностью» образа. Просто копия, очередная бездушная подделка. Возможно полезная, но не более. Не исключаю, что появятся и новые направления, когда в 3Д моделировании будет заложена и творческая составляющая.

Сегодня уже появились продукты от «Искусственного интеллекта», воспроизводящие технику письма того или иного художника прошлых веков, создающие «новые» картины якобы написанные теми мастерами. Можно ли это отнести к искусству? Не знаю. Скорее отнесла бы такие эксперименты к техническому прогрессу.

Портрет мужчины в чёрной шляпе и с белым воротником был представлен группой программистов в Амстердаме на выставке в Looiersgracht 60 в 2016 году. Почти два года трудились они над созданием этого образа. Основной целью команды было найти возможность «возрождения» кисти мастеров разных эпох с помощью компьютерных технологий.

На сайте этого проекта есть возможность рассмотреть более подробно процесс генерации алгоритмом новых портретов.

Портрет в искусстве

Портрет в искусстве – это понятие более широкое. Художник или фотограф при решении «портретной» задачи по-своему преображают жизненный материал, привнося свой взгляд.  Это и есть сближения двух удаленных друг от друга реальностей. Реальность конкретного человека,  с которого создается портрет, и реальности видения портретиста В этом и кроется основное отличие художественного портрета от документального снимка того или иного лица.

Безликие портреты Рене Магритта

«Итак, у нас есть очевидное лицо, и яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека. Это происходит постоянно. Все, что мы видим, скрывает что-то другое, и мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено».

Безликий портрет
Рене Магритт

Магритт разрушает традицию создания портретов с четко выписанными лицами. Он создает собирательный портрет человека своего поколения.

Безликий портрет
Рене Магритт

Нам никогда не удается хорошенько рассмотреть человека в котелке, этому мешают возникающие перед его лицом предметы: то яблоко, то птица, то курительная трубка. Или человек стоит к нам спиной, или является неким бесплотным силуэтом. «Человек толпы» Магритта почти всегда выглядит одинаково.

Безликий портрет
Рене Магритт

Безликий портрет в фотографии

Задача фотохудожника – это поймать в своем произведении неповторимую индивидуальность определенного человека или создать образ типичного представителя определенной группы, наделив его именно общими выразительными чертами. Фактически необходимо создать образ с сохранением конкретных портретных черт.

Фотографический портрет предполагает передачу не только внешнего, но и внутреннего выражения свойств, сути реально существующей личности.

Создание безликого портрета можно разделить на два основных направления:

  • Мы не видим лица, но можем постичь общее через частное, некий круг людей вообще через реального, определенного человека.
  • Мы можем не видеть лица человека, но его портрет передает внутреннее выражение свойств, сути характера реально существующей личности.

Предлагаю несколько примеров «безликих», но говорящих портретов:

Безликий портрет
Хо Фань (Ho Fan)
Безликий портрет
YOUSUF KARSH
Pablo Casals, 1954
Безликий портрет
Вивиан Майер
Вивиан Майер 
Вивиан Майер

Читайте  в нашем сообществе «30 ДФ»в разделе «Интересное» материал, подготовленный автором Светланой Снеговой «Уличный фотограф Вивиан Майер»

Хевин Левитт
Хевин Левитт
Элен Левит
Уличная жизнь Нью-Йорка с 1930-х до 80-х годов в фотографиях Элен Левитт

Читайте материал нашего сайта «Уличная жизнь Нью-Йорка с 1930-х до 80-х годов в фотографиях Хелен Левитт

Крис Озер (Chris Ozer)
Крис Озер (Chris Ozer)
Крис Озер (Chris Ozer)
Крис Озер (Chris Ozer)
Крис Озер (Chris Ozer)
Крис Озер (Chris Ozer)
Крис Озер (Chris Ozer)
Крис Озер (Chris Ozer)
Без лица
Бейрут, 1978. Фото: Раймон Депардон (Raymond Depardon)
Paolo Patrizi
Paolo Patrizi
Без лица
Фотография Мартины Франк (Martin Franck)
 Эллиотт Эрвитт
Эллиотт Эрвитт
 Стив МакКарри (©Steve McCurry)
Стив МакКарри (©Steve McCurry)
 Стив МакКарри (©Steve McCurry)
Стив МакКарри (©Steve McCurry)

 

Leave a Reply